ГлавнаяСправкаДостопримечательностиИсторияХуд. ЛитьеАльманахТуризмРыбалкаЛегендыПоэзия и прозаФотогалереяОбъявления

  Рейтинг@Mail.ru

 GISMETEO: Погода по г.Касли

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

В.М. Свистунов.

Ведущий специалист управления культуры

Каслинского муниципального района.

Кандидат исторических наук.

 

Фасады и наличники Каслинского завода*

ІІ половины ХІХ−І половины ХХ вв.

 

Изучение деревянного зодчества Каслей имеет помимо академического интереса и сугубо практическое значение. Результаты исследования могут быть использованы:

1. При дальнейшей разработке режимов охранных зон исторического города, каковым является г. Касли.

2. При реставрации памятников деревянного зодчества.

3. При проведении историко-культурной экспертизы с целью выявления предмета охраны объектов культурного наследия.

4. В музейной, выставочной, просветительской и издательской деятельности. Особо актуально указанная тема звучит в условиях, когда идет повсеместный слом традиционных наличников, украшавших более ста лет фасады каслинских домов. С появлением новых строительных материалов и оконных блоков из пластика радикально меняется весь облик фасада, причем не в лучшую сторону. Отказ от архитектурной деревянной резьбы, традиционных форм оконного переплета, по меньшей мере, обедняет вид каслинских улиц в целом.

Аналогичные процессы протекают и в других регионах России. «Сибирь в этом отношении не исключение, - пишет Е. М. Козлова-Афанасьева, одна из современных исследовательниц деревянного зодчества, - исчезает огромный и чрезвычайно важный пласт традиционной русской культуры. В связи с этим, задача его фиксации и всестороннего изучения, приобретает особую актуальность» (1).

В своей диссертационной работе Елена Михайловна отмечает, что архитектурный резной декор – относительно новое явление в народном искусстве. Декоративная резьба вплоть до ХІХ в. мало использовалась в народном зодчестве. В конце ХVІІІ - начале ХІХ вв. деревянная застройка русских городов и поселений на всей территории России испытала воздействие классицизма. Общегосударственные градостроительные мероприятия нашли отражение в пространственной организации сибирских городов, застроенных преимущественно деревянными домами: упорядочилась система кварталов, жилые дома из глубины усадебных дворов выдвинулись на красную линию, улицы застраивались с большими разрывами между домами, соединенными заборами и воротами. Одновременно с процессом преобразования городской среды изменились требования к архитектурному облику жилых домов. Большую роль в этом должны были сыграть разработанные с участием столичных зодчих «образцовые проекты» для массовой застройки городов, альбомы с которыми рассылались по всем губернским городам. Однако, из-за несоответствия образцовых фасадов местным сибирским условиям их роль сводилась, в основном к рекомендательным эталонам (2).

Все вышесказанное справедливо и для городов-заводов, сел и деревень Южного Урала. Так как, помимо схожих природно-климатических условий, территория этого региона вплоть до середины ХVІІІ в. заселялась русскими не с запада, а с северо-востока и востока, т. е. с территории Западной Сибири. И только производственные и жилые здания, принадлежавшие заводовладельцам (заводские конторы, господские дома), а также православные церкви, возводились по всем канонам классицизма, но и они строились или перестраивались в указанном стиле, со значительным отставанием от европейской России.

Также в отличие от европейской России, рубленые уральские и сибирские дома, как правило, не штукатурились. Все отделочные работы выполнялись преимущественно из дерева.

Не стал исключением в этом отношении и Каслинский завод. Здесь деревянные дома также обшивались тесом-опалубкой. Плотная подгонка опалубки (по длинной стороне доски выбиралась «четверть») создавала видимость монолита стены и одновременно выполняла теплоизоляционную функцию.

Внешний облик деревянных каслинских домов вплоть до конца ХХ в. отличался лаконичностью и строгостью. Художественная выразительность, как и сибирских деревянных домов, достигалась пропорциональной слаженностью фасада и его элементов: оконных проемов, наличников. Фото № 5 (3, 4).

Е.М. Козлова-Афанасьева отмечает, что стилевые признаки классицизма в деревянном зодчестве были представлены немногими деталями, которые выполняли скорее знаковую символическую роль. Им следовали, но вне строгой зависимости от регламентов (3). С отменой в 1858 г. царского указа об обязательности образцовых фасадов творческая фантазия столяров-резчиков стала ограничиваться только возможностями дерева как строительного материала и финансовой состоятельностью заказчика.

Во второй половине ХІХ в. архитектурная деревянная резьба получила повсеместное распространение. При этом уральское деревянное зодчество, как и сибирское, сохранило свойственный ему сдержанный и благородный характер. В отношении сибирского деревянного зодчества автор вышеуказанного исследования подчеркивает, что декор отделки сибирских домов точно согласовывался с размерами строения, выделяя лишь основные элементы фасада (4) (наличники, карниз, фронтон, лопатки-пилястры), что полностью соотносится и с каслинским деревянным зодчеством.

Также в уральских городах и селениях до сих пор сохранилось много некрашеных домов – это тоже соответствует урало-сибирской традиции и народной эстетике. Фото № 5 (6,9).

Вторая половина ХІХ в. для Каслинского завода стала периодом наибольшего расцвета художественного литья из чугуна. Одновременно с кабинетным литьем на Каслинском заводе было отлажено промышленное производство архитектурного литья. Как известно, и то и другое неизменно сопровождается модельным производством, где значительную роль, помимо профессиональных скульптора и форматора, играли, в тот период столяры-резчики. Их профессиональной подготовкой занимался Каслинский чугунолитейный завод, кровно заинтересованный в качественном архитектурном литье. Именно заводские столяры-резчики, причем самого высокого класса, оказали значительное влияние на уровень отделки фасадов и наличников каслинских домов ІІ половины ХІХ - І половины ХХ вв.

Для Каслинского завода вышеуказанного периода характерны дома четырех основных типов:

1. Одноэтажные деревянные с воротами и заборами, которые образуют цельный массив застройки – это, так наз. дома-однорядки, поставленные, как правило, торцом к красной линии. Фото № 5 (11,12).

2. Одноэтажные дома пятистенники, с аттиками и без них. Фото № 5 (15,18).

3. Двухэтажные дома, где первый этаж, так называемый «низ» − каменный (кирпичный), второй – деревянный. Фото № 5 (20, 21).

4. Каменные, каменно-кирпичные одно- и двухэтажные дома. Фото № 5 (23, 28, 29).

Главными, наиболее продуманными и хорошо проработанными в деталях, украшениями фасадов каслинских домов, были и пока еще остаются надоконные и, отчасти, подоконные наличники. Искусство их украшения развивалось поступательно, сообразно с развитием профессиональных навыков и художественного мастерства заводских столяров-резчиков, в связи с чем в Каслях еще сохранились дома, имеющие архаичную форму наличников. Фото № 5 (30,31).

Постепенно оконный проем стал украшаться наличником в виде простой рамы - обкладки, верхняя, надоконная часть которой со временем, увеличивалась по высоте. При этом она украшалась глухой резьбой в виде солярных знаков. На фотографиях № 5 (32, 33) этот тип наличника имеет уже вполне законченную форму, отличавшуюся особой сдержанностью.

С развитием оконного проема, в первую очередь, его деревянной оконной рамы в виде четырех-, шести-, восьмиконечного креста, начал усложняться и сам наличник. В этой связи выделяется еще один его вариант. Условно его можно обозначить как третий, имеющий высокую надоконную доску, с незначительным навершием и той же глухой резьбой. Фото № 5 (34,35).

Со временем этот, третий тип наличника, трансформировался в четко выраженный двухъярусный, имеющий достаточно сложную, двухвариантную конструкцию: а) наличник с резным навершием и пропильным накладным орнаментом. Фото № 5(36); б) наличник с пропильным навершием и пропильным накладным орнаментом. Фото № 5 (40, 44).

Эти наличники, с резным и пропильным навершиями, получили в І половине ХХ в. самое широкое распространение в Каслях. Их композиция выполнена по такой же схеме, что и каслинские домовые «божницы». В сущности, это настенная полка, на которой вместо тех или иных икон – резное или пропильное навершие. Фото № 5 (45, 46).

Необходимо особо отметить, что невзирая на самое широкое распространение двухъярусного надоконного наличника, он так и не сумел вытеснить окончательно те наличники, которые имели широкие надоконные доски, украшенные глухой резьбой. Причем двухъярусный наличник с резным навершием в виде «волюты», по всем признакам, имеет сугубо каслинское происхождение. В пользу этого предположения может служить тот факт, что резьба по дереву «волюты» входила в курс обучения не только заводских столяров – резчиков, но и тех, кто обучался в заводской школе мастерству формовки и чеканки. Общеизвестно, что эта школа была открыта при Каслинском заводе в 70-х гг. ХІХ в. по инициативе одного из совладельцев Каслинского завода – Григория Васильевича Дружинина.

В ходе обследования и фотофиксации фасадов каслинских домов было выявлено минимум ещё два типа наличников: а) Фото № 5 (48, 51); б) Фото № 5 (52, 53).

Если попытаться проанализировать основные, наиболее распространенные мотивы архитектурной резьбы по дереву в Каслинском заводе в указанный период времени, то напрашиваются такие выводы:

1. В архитектурной резьбе Каслей очень значителен солярный мотив. Чаще всего встречаются лучистые круги или полукруги, нередко сопровождаемые сегментами круга по углам – символ картины солнечного цикла. Фото № 5 (54, 55).

2. Мотив «Древо жизни» - выявлен в единичных экземплярах, тем не менее в исторической части города. Фото № 5 (57).

3. Доминирующее положение занимает сочетание растительного мотива с т. н. фигуративным (стилизованным изображением певчих и сказочных птиц и животных). Их симметричное расположение и образует, в свою очередь, причудливый растительный орнамент. Фото № 5 (59, 62).

4. Присутствует и геометрический накладной орнамент, олицетворяющий т. н. «небесные хляби». Фото № 5 (64).

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что, несмотря на разнообразие архитектурной резьбы в Каслинском заводе, в ней различимы три направления развития. Первое направление определяет глухая резьба, её мотивы включают стилизованное изображение солнца. В этом направлении выделяется трехгранновыемчатая и плосковыемчатая резьба. Второе – сочетание глухой и пропильной резьбы. Третье – пропильная резьба.

В целом представленный материал декоративной резьбы Каслинского завода свидетельствует об органичном сочетании русской орнаментальной традиции с резьбой, имеющей ярко выраженные мотивы стилевой архитектуры. Это, несомненно, усложняет, но и обогащает общую картину этого вида искусства. То, что это искусство, причем высокого класса, не вызывает ни малейшего сомнения.

 

Примечание: * Каслинский завод - название г. Касли до 1942 г.

 

Источники информации:

1. Козлова-Афанасьева Е.М. Архитектурная деревянная резьба юга Тюменской области второй половины XIX - начала XX вв. Художественно-стилистические особенности: Диссертация …кандидата искусствоведения.- Тюмень. 2004. С.3. 2. Там же, С.37. 3. Козлова – Афанасьева Е.М. указ. соч., С.38-39. 4. Там же, С. 39.