ГлавнаяСправкаДостопримечательностиИсторияХуд. ЛитьеАльманахТуризмРыбалкаЛегендыПоэзия и прозаФотогалереяОбъявления

  Рейтинг@Mail.ru

 GISMETEO: Погода по г.Касли

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

Т.А. Антонова,

ПО «Маяк», г. Озёрск.

 

Из воспоминаний отца

(Аркадия Васильевича Козлова)

 

 А.В.Козлов

«В январе 1942 г. пятнадцатилетним подростком я начал работать на заводе № 193, эвакуированном из Харькова в посёлок Касли осенью 1941 г. Меня приняли в цех № 6 учеником столяра. Руководство цеха состояло из харьковских специалистов: начальника цеха – Б. Г. Медведева, его зама – Г. А. Зайцева, мастера – С.И. Линник; инструктора по обучению молодёжи – столяра Н. В. Ежова. Остальные работники цеха были молодые ребята и девчата. Всего в цехе работало тогда около 100 человек. Я попал в бригаду из 14-ти человек, которую возглавил бригадир В. В. Кузнецов, из эвакуированных.

Наш цех находился на втором этаже длинного двухэтажного корпуса. На первом этаже размещались столовая и машинное отделение, а на втором – работали. Помещение отапливалось двумя большими очагами с барабанами, на которых рабочие грели воду, пекли картошку. Дрова заготавливали сами рабочие. Ходили в лес группой по 7-8 человек с санями, рубили на выбор сосны, везли на завод, затаскивали целиком брёвна на 2-й этаж, там же распиливали, кололи и топили печь. Тем, кто ездил зимой за дровами в лес, начальник цеха наливал по 70 грамм спирта и отправлял в столовую. В столовой кормили по продовольственным карточкам. Было два вида карточек: «хлебная» и «жировая». По «хлебной» карточке выдавали работающим по 0,7 кг хлеба в день, по «жировой» – 0,6 кг масла, 2,2 кг мяса, 1,6 кг крупы в месяц. При отсутствии мяса часто получали рыбу (чебаков), выловленную в каслинских озёрах. Зачастую обед состоял из супа с клёцками, а на второе – мороженые огурцы или брюква. Так было в 1942 г., а позже, в 1943 г. питание работников стало более калорийным, разнообразным.

Всё оборудование цеха и инструменты были привезены из Харькова: механический пресс, рубанки, пилы, фуганки, верстаки, а также лаки, краски и часть незавершённой продукции. Тяжёлое оборудование было выгружено на станции Маук и уже позже, в 1942 г., конным транспортом его перевозили на завод и монтировали в цехах. Молодёжь выполняла подготовительную работу, училась столярному мастерству. К концу 1942 г. работа в цехе № 6 была налажена в полном объёме, начали осваивать военный заказ: рации для украинских и белорусских партизан. Рация упаковывалась в небольшой ящик (типа посылочного) из фанеры, с металлическими уголками, с откидной крышкой, закрывающейся на крепления, с ремнями из кожи. Все крепления выполнялись на заклёпках. Для удобства переноски рации изготавливали брезентовую подушку-амортизатор. Требования к надёжности упаковки были высокие, т. к. рации забрасывали партизанам с самолётов. Для выполнения заказа в срок, по плану, работали по 12 часов и более в сутки, часто ночевали в цехе, когда была срочная работа. Работали по чертежам, работу принимал заказчик.

В 1943 г. началось освоение другого военного заказа –передвижных радиостанций на трёхосных машинах ЗИС, которые выпускали до конца войны. Для работы на этом заказе была создана бригада из 8 человек, квалифицированных работников цеха В. Н. Теплякова, В. Е. Закаляпина, М. Самохвалова, Ш. Сулейманова, С. Ахлюстина и др. Мастером бригады был назначен харьковчанин В. С. Ермоленко. В бывшем литейном цехе на территории артели им. Куйбышева был организован «кузовной» участок. Это было одноэтажное здание с большими воротами, куда загоняли автомобиль. Бензина на передвижение автомобиля по территории завода не давали, автомобиль закатывали в цех, передвигали по цеху и выкатывали из цеха вручную.

В 1943 г. из цеха № 6 на фронт забрали 13 ребят 1925 г. р. Им на смену пришла молодёжь 1927-1928 гг. рождения. Из ушедших на фронт семеро погибли, двое возвратились инвалидами (без ног), и только четверо вернулись после войны в цех.

Молодёжь обучали замечательные харьковские специалисты: квалифицированный мастер своего дела Р. Ф. Кравцов и наладчик оборудования машинного отделения П. А. Мельников (было им в то время за 60). При содействии П. А. Мельникова были набраны и обучены две женские бригады станочниц (в бригаде были два паренька), работавшие на 12-13 единицах оборудования. Кроме работы молодёжь вплоть до 1944 г. обучалась военному делу, изучали винтовку, пулемёт, учились стрелять на стрельбище за Куяновым болотом. На фронт из цеха больше никого не забирали, оборонное предприятие предоставляло «бронь» своим работникам.

В конце 1943 г. цех № 6 перевели на ул. Советскую в помещение бывшей спортивной базы средней школы (территория радиозавода). Условия труда в новом помещении стали значительно лучше. Цех отапливался четырьмя голландками, дрова возили на телегах с лошадьми. В просторном помещении было удобно расставлено столярное оборудование. В цех одновременно загоняли по 2 машины. В таком виде цех просуществовал до мая 1952 г.

В годы войны и позднее готовую военную продукцию согласно техническим условиям (ТУ) строго принимали военные представители. Имена некоторых не помню, но они как специалисты остались в памяти: Бошта –морской офицер, Черезов –авиатор, Г. Бошеркевич (Жора) –артиллерист. Запомнился очень требовательный специалист, справедливый и искренний человек М. В. Рождайкин. В 1947 г. красивым статным офицером в морской форме с кортиком появился он на заводе, был военпредом до 1952 г, а потом остался на заводе, работал начальником цеха № 2. Его сыновья Геннадий и Игорь тоже связали свою жизнь с радиозаводом. Геннадий Михайлович работал начальником цеха № 4, затем зам. главного технолога ОГТ, Игорь Михайлович –сначала на Каслинском машиностроительном заводе, а затем на радиозаводе в цехе № 5, его дочь Марина работает в настоящее время в ОАО «Радий» в цехе № 4. Ещё запомнился майор А. М. Трапезников, проработавший военпредом 15 лет и дослужившийся до звания полковника.

В 1960 г. меня перевели столяром по монтажу кузовов на участок № 3 в цехе № 1. На площадку загоняли по 6 машин, на которых монтировали пеленгатор «Р-308». Участок позднее стал называться автомонтажным. Бригадиром был назначен бывший фронтовик И.А. Купцов. Бригаде, руководимой И.А. Купцовым, за высокое качество и объём выполняемых работ было присвоено звание «Бригада коммунистического труда».

Монтаж кузовов на ГАЗ-63 был сложным, трудоёмким процессом, кузова переделывали под заказ: вырезали дополнительные люки, гнёзда дополняли мощными кабелями, монтировали столы, кресло радиста, ящик для топлива, вентилятор для обогрева радиста. Покраску машин выполняли без вытяжной камеры и защиты (не было даже респираторов). Я длительное время работал на покраске, но вынужден был прекратить эту вредную работу в связи с проблемами здоровья. После меня покраской некоторое время занимался Г. Н. Тарасов, а затем В.А. Подёргин, они были малярами. Машины красили краской защитного цвета, а для днища использовалась эмаль чёрного цвета.

В конце ноября 1963 г., работая в цехе № 6 столяром, я получил на станке тяжёлую травму руки, был вынужден перейти на лёгкий труд кладовщиком и в августе на 3 года уйти на пенсию по инвалидности. Вернулся на работу столяром-токарем только в августе 1967 г. и работал до октября 1972 г. Отработав почти 31 год на радиозаводе, в ноябре 1972 г. переехал в г. Озёрск. Общий стаж моей трудовой деятельности более 57 лет».

От автора о рассказчике: Аркадий Васильевич Козлов –удивительный, уникальный человек, сохранивший, несмотря на возраст, интерес к жизни. Вспоминает тяжёлую работу в годы войны как самые значительные, дорогие и волнующие события, а людей, с которыми работал, как родных. На радиозаводе он работал в разных цехах, был мастером, но остался верен своей профессии, приобрёл квалификацию столяра 6 разряда. Кстати, с присвоением этого разряда связана интересная история. В 1954 г. бригадир ремонтно-строительной мастерской Пётр Михайлович Ахлюстин (опытный специалист, 1902 г.р.) передал ему свой 6 разряд и настоял о назначении выплаты 15% «бригадирских» за руководство бригадой А.В. Козлову, а после работал под его руководством.

За годы работы А.В. Козлов награждён медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.» (1945 г.), «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», юбилейными медалями к 30, 40, 50, 60 и 65-летию «За Победу в Великой Отечественной войне 1941-45 гг.».

А.В. Козлов –ветеран завода (1972 г.), ветеран труда (1989 г.).

 

Фото предоставлено автором.