ГлавнаяСправкаДостопримечательностиИсторияХуд. ЛитьеАльманахТуризмРыбалкаЛегендыПоэзия и прозаФотогалереяОбъявления

  Рейтинг@Mail.ru

 GISMETEO: Погода по г.Касли

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

Письма в редакцию

 

Письмо № 1

Е.О. Дроздова,

пос. Вишневогорск.

В Альманахе № 4 (2008-2009 гг.) была опубликована очень интересная статья В.М. Свистунова «Фасады и наличники Каслинского завода второй половины ХIХ- первой половины ХХ в.в.», которая затронула вопросы культурного наследия. У каждого времени существовали свои приоритеты в символике, мне хочется добавить и пояснить, что многие символы были бы актуальны и в наши дни.

Тайнопись каслинских окон

Если посмотреть на дома Каслей, то увидим, что независимо от того в какой части города они находятся, богатые или бедные, у всех есть нечто общее, то что радует глаз, – это украшение домов: наличники, причелины, особые знаки на заборах и воротах. Да и построены многие дома по-особому и имеют как бы нижний этаж – подклеть. Вот в окрестных деревнях, и ближайших городах таких узоров мы не увидим. Я специально внимательно присматривалась к домам в Кыштыме, Кузнечихе, Верхнем Уфалее, Полевском, Зюзельском, да и в самом Челябинске – нигде такого нет. Есть узоры, но другие. Заинтересовавшись этим вопросом, решила узнать: откуда на Каслинских окнах такие узоры и что они означают? Ответы на эти вопросы пришли из глубины веков.

Основали Каслинский завод посадские люди из Тулы – Коробковы, а были они староверы или старообрядцы. Они строго хранили старую веру, а вместе с ней и обряды, и не только православные, но и ведические – дохристианские. Древняя вера наших далёких предков отразилась в строительстве и украшении дома. Символические образы народного искусства обладали большим смыслом для людей того времени. В первую очередь, изба стала символом понятий отношения к миру. Подклет, погреб – обиталище духов, подземный мир. Клеть – сруб с окнами, дверью, полом связывали с землёй – миром явленным. Крыша дома связывалась в народных представлениях с небом. Крестьянский дом становился маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом.

Если посмотреть на дома старинной постройки, ещё сохранившиеся в Каслях, то мы ясно увидим эту трёхчастность, которая выявляется и в формах наличников, украшенных символическими оберегами. Орнамент возник задолго до появления письменности. Прочитать знаки орнамента – задача трудная. Учёные толкуют знаки так: резные, круглые и полукруглые розетки – символические изображения Солнца – располагаются, как правило, в верхней части наличника и на причелинах. Тройное изображение символа указывает на восходящее солнце – справа, посередине – солнце в зените и заходящее солнце – слева. Солнце за тысячелетия получило великое множество вариантов изображения. К ним относятся и разнообразные кресты – как в круге, так и без него. Крест – знак Солнца, небесного огня.

Символ Солнца – это пожелание благополучия. Волны, зигзаги – знаки воды. Дождь изображается вертикальными линиями. «Хляби небесные», вместилище небесной воды  – горизонтальными линиями на верху наличников и причелин. Реки, подземные воды – горизонтальными линиями по низу наличников. Прямые горизонтальные линии символизируют землю, их место было в нижней части наличников. Ромб или квадрат, поделенный крестом на четыре части, – знаки вспаханного поля. Если внутри них есть точки, то это знак засеянного поля – это знаки земли и пожелания плодородия. Располагались они в нижней части наличников и нередко – на заборах.

Громовик –шестиконечный крест внутри круга или шестигранника –знак Грома и Перуна, использовался как оберег от молний. Располагались громовики, как правило, на воротах.

Ещё местные умельцы любили украшать свои наличники резными кружевами, в которых сразу угадывается травный орнамент.

Как Вы уже поняли, у каждого символа было определённое место, которое не должно быть нарушено, чтобы оберёг мог действовать. Очень ценно то, что в Каслях эти условности соблюдены и сохранены, чего не скажешь о других городах, где можно увидеть ромб –символ земли на верхнем наличнике на месте небесных символов. А ведь в филосовском плане это означает возвышение материального над духовным, несоблюдение последовательности изображения символов ведёт к нарушению гармонии мира.

Радует меня то, что, ремонтируя свои старые дома, обделывая их современными материалами, каслинцы с любовью оставляют свои старые наличники и ставни. И как безлико, словно раздетые, смотрятся обновленные сайдинговые домики, лишённые своих оберегов.

В своём письме я призываю каслинцев ценить и свято хранить древние традиции своих предков, как они хранят Вас через столетия. Многие дома достойны того, чтобы власть обратила на них внимание и объявила памятниками культуры и зодчества.

Наши предки – старообрядцы, первостроители Каслинского завода, через века донесли до нас сакральные символы древнего мира и оставили их нам на фасадах домов как тайную письменность с пожеланиями счастья.

 

 

Письмо №2

Г.И. Карабанова,

г. Касли. Март 2011 г.

Звонок из Дюссельдорфа

Как известно, наш районный краеведческий журнал «Каслинский альманах» представлен сегодня в полном объёме в «Интернете» по адресу xn----gtbbqaidwht.xn--p1ai По этому адресу в «Сеть» заходят многие, как россияне, так и жители ближнего и дальнего зарубежья. Наиболее часто подключаются к нашему сайту жившие когда-то в пределах Каслинского района. Особое желание познать, что сейчас происходит на своей Малой Родине, испытывают зарубежные читатели… На нашем Сайте опубликованы мои материалы (в т.ч. статьи из газеты «Красное знамя» –«Кому-то в помощь жизнь моя…»), как вошедшие в журнал, так и отдельно от него с указанием моих координат.

Как я была удивлена и обрадована, когда накануне Нового 2011 г. в моей квартире раздался звонок: «Галенька, здравствуй, это я –Саша Ерошкин!.. Поздравляю тебя с Новым годом!..». Общались мы с ним не менее часа. Саша интересовался, как журнал появился на свет, кто и как работает над его «комплектованием» и оформлением, как решаются финансовые вопросы и т.д.

Александр Ерошкин из Кыштыма –мой однокурсник по институту, работал корреспондентом в одной из челябинских газет. В 90-х годах он женился на Аиде, немке по происхождению, и уехал на постоянное жительство в Дюссельдорф (Германия).

Хочу от души поблагодарить всех участников создания журнала «Каслинский альманах» и организатора сайта xn----gtbbqaidwht.xn--p1ai.

 

 

Письмо №3

Н.В. Пчелина

Сотрудник ОАО «Радий».

г. Касли. 5 мая 2011 г.

В «Каслинском альманахе» № 4 на стр. 80 опубликована фотография младенца, которого осматривают врач Каслинского роддома Ирина Артуровна Глазунова и медицинская сестра. Мой сын родился в Каслинском роддоме 4 марта 2007 г. Очень бы хотелось знать: мой ребёнок на фото или нет. Сыну сейчас 4 годика.

 

 

Письмо №4

Ответственному редактору

журнала «Каслинский альманах» О.В. Ремезовой

Уважаемая Ольга Викторовна!

Российская Национальная библиотека (РНБ) совместно с Фондом им. Д.С. Лихачёва проводит работу по сбору сведений о российской краеведческой периодике. С результатом этой работы и одноимённой базой данных Вы можете ознакомиться на сайте http://test.kortec.ru/ifond-ks/ Поводом обращения к Вам послужил журнал «Каслинский альманах». Он представляет для нас огромный интерес.

Мы просим Вас ответить на вопросы нашего формуляра (см. приложение), это поможет наиболее полно представить Ваш альманах в базе данных, тем самым многократно расширив круг его читателей. Так же просим Вас высылать в РНБ хотя бы один экземпляр каждого нового выпуска журнала.

 

Формуляр

1. Библиографическое описание. 2. Год основания, переодичность, общее число выпусков. 3. Краткая история создания журнала. 4. Тематическая направленность. 5. Основные разделы. 6. Наличие Интернет-версии. 7. Отдельно издаваемые приложения. 8. Организации-учредители. 9. Источники финансирования. 10. Наличие номеров издания в Центральной библиотеке региона. 11. Сканированное изображение обложки. 12. Контактные лица, адрес, телефон, электронная почта.

С уважением –научный сотрудник

отдела библиографии и краеведения РНБ Трубина Екатерина Игоревна

(kraeved@nlr.ru)

 

Подготовил к печати Г.М. Коровин,

30.06.11 г.

 

В редколлегии

 

В предыдущих номерах «Каслинского альманаха» опубликованы материалы, касающиеся первичного названия и переименования улиц г. Касли.

В редакцию журнала поступила статья А.Н. Торокина, в которой он приводит свою трактовку наименования улиц.

Поднятый А.Н. Торокиным вопрос будет уточнён в Каслинском бюро технической инвентаризации (БТИ) и полученные сведения опубликованы в нашем журнале.

Редколлегия.