ГлавнаяСправкаДостопримечательностиИсторияХуд. ЛитьеАльманахТуризмРыбалкаЛегендыПоэзия и прозаФотогалереяОбъявления

  Рейтинг@Mail.ru

 GISMETEO: Погода по г.Касли

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

С.П. Манаенков

Из истории художественного  литья  Каслинского завода

(Воспоминания скульптора)

 

Предисловие

 

В основу публикации этого материала  взяты 60-80-е годы XX столетия. Именно эти годы оказались наиболее результативными и яркими в истории каслинского художественного литья советского периода.

В заботе не оставить в забвении, а тем более исчезновении важных звеньев исторической цепочки преемственности мастерства и побудило меня, как непосредственного участника всех этих событий, подробно и правдиво осветить этот отрезок времени с предельной точностью, и особенно то, что касается аспектов становления и развития производства, о взлетах и падениях художественного литья, о замечательных людях и других наиболее ярких моментах.

 

* * *

В конце 1957 года в момент моего приезда в Касли директором завода был еще Должиков, но в связи с его новым назначением в Нижний Тагил, временно исполняющим обязанности директора завода   стал  главный  инженер Тютюнин В. И. Затем он был назначен директором завода и оставался им до ухода на новое место работы. А работавший главным инженером при Тютюнине Злоказов В. М. утвержден директором и работал до своего перехода на новое место работы в г. Челябинск, а на его место назначен работавший главным инженером при Злоказове В. М. Матюгин Ю. Н., который также работал до момента своего увольнения с занимаемой должности, а директором утверждается Шастин А. И. При  переходе на рыночную экономику и отсутствие спецзаказов в постсоветский период последний не смог стабилизировать обстановку и оставил свой пост. Завод становится акционерной собственностью, а генеральным директором ОАО  «Машзавод» избирается Кудряшов В. И., который вместо стабилизации усугубил процесс развала, в результате  вынужден оставить свой пост, а завод арбитражным судом признан банкротом.

В 60-90-е годы ХХ столетия Каслинский завод в основном занимался выпуском спецпродукции оборонного характера, и лишь незначительная доля от этого заказа состояла  из выпуска художественного  литья и мясорубки.       

Общая численность работающих на заводе была порядка 6 тысяч человек, а основных рабочих, занятых в производстве художественного литья, 140-170 человек. Исходя из этого, администрация завода смотрела на художественное литье с точки зрения прибыли, или как на продукцию второго плана, а отсюда все инженерные и административные приоритеты отдавались спецзаказам. Художественное же литье порой казалось обузой для завода и было обречено на самовыживание.

Это подтверждается постоянным отсутствием средств на разработку и внедрение в производство новых видов изделий, низкой заработной платой основных рабочих, занятых в производстве художественного литья и т. д. Все это в конечном итоге и привело уникальное  производство к столь серьезным кризисным ситуациям, грозящим исчезновению самобытного, известного на весь мир производства художественного литья из чугуна.

 

Первые впечатления

 

Вот уже 46 лет минуло с тех пор, как я после окончания Московского Высшего художественно-промышленного училища - МВХПУ  (бывшее Строгановское) по направлению (распределению) приехал на предприятие п/я 20 г. Касли. Это был 1956 год. Сразу же после приезда я был зачислен в штат завода на должность скульптора в цех №16. Начальником цеха в это время был Ахлюстин К. В., у которого было два заместителя. первый по производству мясорубки Кожнев Н. и второй по производству художественного литья скульптор Аникин Павел Степанович.

Мой приезд в Касли Павел Степанович воспринял доброжелательно. Это хорошо ощущалось в наших беседах с ним, где он откровенно и живо делился со мной своими творческими планами. Он показался мне очень увлеченным, прозорливым человеком и художником.

Будучи оптимистом, он глубоко верил в разум и совершенство, ненавидел все низменное и корыстное. В этой связи особенно запомнился наш разговор с ним о творческом потенциале двух молодых местных скульпторов. По поводу одного из них он говорил как о человеке, которому присущи корысть и тщеславие, из-за чего тот не брезгует ничем, даже плагиатом. Позже, когда эти слова подтвердились жизнью, не осталось ничего другого, как восхититься  мудростью Павла Степановича, его умением разглядеть человека на 20 лет вперед.

Здание цеха, в котором размещалось производство мясорубки и художественного литья, располагалось вдоль берега речки. Напротив, через речку, располагался литейный цех завода. Архитектура здания цеха №16 представляла собой 2-ярусное сооружение из кирпича с плоским фасадом, обращенным к центральной заводской улице, которая шла перпендикулярно речке через мост. В целом же заводская архитектура производила впечатление далекой старины.

Внутри цеха № 16 на 1-м этаже размещался участок механической обработки деталей, а также лужения мясорубки. На втором ярусе над участком механической обработки по всему периметру 2-го этажа располагалось производство по обработке, чеканке, сборке и покраске художественного литья. А так как центральная часть первого этажа не имела потолочного перекрытия, то все механические шумы, лязг и скрежет вместе с запахами кислот от полуды приходилось небезопасно испытывать на себе всем без исключения, в  том числе моему непосредственному начальнику П. С. Аникину и мне, так как кабинет заместителя начальника цеха находился на 2-м ярусе.

Наряду с традиционными методами литья: в сырые формы и кусковые формы в землю, заводом в 1952 году был освоен метод литья по выплавляемым моделям. Инициатором и руководителем внедрения этого метода был скульптор П. С. Аникин.

Одновременно со знакомством производства художественного литья мы обоюдно решили, что я, по своему усмотрению, буду лепить фигуру человека. И когда я конкретно предложил фигуру литейщика размером 11/2 натуральной величины – П. с. Аникин не возразил мне. Идея установки фигуры литейщика на заводской площади, перед зданием литейного цеха 1 была одобрена общественностью и администрацией завода. После чего такая фигура была вылеплена в 1958 году, отлита в чугуне и установлена на заводской площади. Но, к великому сожалению, П. С. Аникина уже не было в живых, он умер в конце 1956 года.

Хотелось бы заметить, что установленная фигура простояла до конца 80-х годов, двадцать с лишним лет, после чего при загадочных обстоятельствах бесследно исчезла. Ради справедливости не мешало бы знать причины и инициаторов ее столь таинственного исчезновения.

Свое знакомство с производством художественного литья я начинал с литейных участков, которые располагались в то время на производственных площадях литейного цеха. Вопреки санитарным нормам на этих площадях была  сосредоточена  чрезмерно большая концентрация литейного производства: спецзаказа №17, мясорубки и хозяйственной посуды в виде азиатских чаш (котлов), разных емкостей и др. Причем формы готовились вручную, а отливки производились как в земляных формах, так и в кокиль, а спецзаказ и мясорубка формовались станочным способом, заливка их и выбивка производилась на конвейере. На paбочих местах и в цехе в целом царил кромешный смрад в виде гари,  копоти и пыли, суета и теснота.

Участок сырой и сухой (кусковой) формовки по отливке художественного литья в землю располагался в торце центрального пролета и был обособлен перегородкой, которая несколько спасала от общей суеты, но только не от пыли, гари и смрада.

Что касается участка художественного литья методом по выплавляемым моделям, то он располагался в правом пролете в торце, где стояли вагранки, и был хорошо защищен перегородкой.

На участке сырой и кусковой формовки работало порядка 18-20 человек формовщиков. Добрая половина из них являлась высококвалифицированными специалистами. Среди них: Дунаев П., Востротин В. А. Егоров Василий, Кореневский Г., Тепляков В., Козлов Василий, Чиркин Владимир и другие. Мастером этого участка был старейший формовщик-профессионал М. И. Зацепин.

Формовщиками всырую, наряду с мужчинами, работали женщины и девушки, такие как: Н. Кореневская, Н. А. Родоскорая, Самоделкина и др. На участке литья по выплавляемым моделям чеканщиками парафиновых моделей работали: Дремова В.П. (мастер участка), Столбикова, Ахлюстина и др. Нa участке обработки, чеканки, сборки и окраски художественного литья, который располагался на 2-м ярусе 16-го цеха, я застал пожилых, бородатых, одетых в толстовки чеканщиков.

Среди них мне особенно запомнились: Ахлюстин М. П. (по прозвищу «Лифантич»), Малышкин П. С. (по прозвищу «Ивушка»), а также пенсионеры - модельщики  Блинов А., Двойников А. и др. Все они, как я потом узнал, пришли в цех по доброй воле, чтобы оказать помощь в деле восстановления производства художественного литья после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Всего на участке чеканки и сборки работало порядка 30 человек, не считая учеников. Наряду с мастерами старшего поколения на участке чеканки работало много молодых, талантливых чеканщиков, таких как: Федоров, Бескрестнов Н. Н., Просвирнин А. И. Васильев, Тимофеев Ю. М., Кайгородов П. Г., Двойников Г. М., Арзямов А., Кузнецов В. и др.

Рядом с мужчинами на участке чеканки, что бывает крайне редко, работали женщины, такие как Мария Григорьевна Широкова (живет в г. Озерске), Мария Степановна Мочалина (живет в г. Касли, ул. Запрудная).

На участке покраски работали мастера покраски Черняев А.Н., Столбиков А., Бабкин П., Ласьков А. П.

Особо важное место в производстве художественного литья занимала группа модельщиков, которая комплектовалась, как правило, из высококвалифицированных чеканщиков 6-7 разрядов. Основная работа заключалась в изготовлении моделей и модельной оснастки. В этой группе был и специалист - форматор по гипсу Савинов В. И., в обязанность которого входило изготовление пресс-форм, стержневых ящиков и другой литейной оснастки.

В этой группе в конце 1956 года работали старые мастера пенсионного возраста Блинов и Двойников. А несколько позже, после ухода их на пенсию, на смену им пришли молодые, талантливые чеканщики С. В. Кузнецов и А. М. Зацепин.

 

Модели, производственный план, ассортимент и его реализация, международный фестиваль молодежи и студентов в Москве

 

имевшиеся на предприятии модели с дореволюционной тематикой, в силу своей изношенности, требовали безотлагательного ремонта.

Большая часть моделей, по отчетности на бумаге, числилась как модель. На самом же деле это были лишь  остатки  от модели - ножки    да рожки - фикция... О чем очень наглядно показано в отчетности предприятия главку Челябсовнархоза о развитии и расширении товаров народного потребления на 1958 год, где, в частности, написано: «Всего моделей на предприятии (комплектных и некомплектных) - 359 шт. Из них выпускалось после Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) - 250, не выпускалось - 109 наименований».                                            

Последняя цифра 109 - это и есть не что иное, как «ножки да рожки», оставшиеся от моделей.

Что касается моделей современной тематики, то их было очень мало, а по своим композиционным и художественным решениям они значительно уступали дореволюционным.

План выпуска художественного литья предприятию устанавливало отраслевое министерство, в 1956-60-х годах, как ни парадоксально, - в тоннах, а позже в рублях. Реализация художественного литья производилась через торговые базы, а в связи с тем, что художественное литье относилось к товарам народного потребления в 60-е годы, то оно, соответственно, реализовывалось через базу хозтоваров. Несколько позже, когда выпуск стал планироваться в рублях, реализация осуществлялась через базы «Роскультторга» и «Росгалантерея».

Перед заключением договора между предприятием-поставщиком и базой, ежегодно, как правило, в Москве проводились ярмарки. Здесь уточнялась конъюнктура спроса того или другого изделия, согласно годовому плану. Надо отметить, что в 60-е годы художественное литье пользовалось спросом, но преимущественно литье крупных размеров типа «Дон Кихот» б/р, «Мефистофель», «Майя Плисецкая», конные композиции и т.п. Но ввиду большой трудоемкости их изготовления и низкой розничной цены на них, такие изделия были нерентабельными, что и являлось основным тормозом их выпуска. Но при выпуске их в небольших количествах завод имел возможность перекрывать убытки за счет прибыльного литья малых размеров, которое отливалось методом литья по выплавляемым моделям.

Очень много волнений и хлопот принес Международный фестиваль молодежи и студентов в Москве в 1957 году. Весь советский народ готовился к этому знаменательному событию. В том числе все народные промыслы готовили свои памятные сувениры. Не исключением были и Касли - каслинское литье.

Завод в то время не располагал нужным ассортиментом, а если и располагал, то очень узким, и то  дореволюционной направленности.

Найти готовых такого рода изделий у местных и челябинских художников нам не удалось, поэтому было решено срочно выехать в Москву и с помощью Министерства культуры РСФСР продолжить поиск необходимой нам скульптуры сувенирного характера. Этот вариант оказался наиболее удачным. В результате нам удалось приобрести несколько оригинальных готовых гипсовых произведений известных московских скульпторов. В том числе: статуэтку «Юрий Долгорукий»,  автор С. Орлов (автор памятника в Москве); серию статуэток на тему балета «Жизель», «Мария», «Одетта», «Зарема» - автор О. Таежная.

При этом надо отметить, что все они прошли испытание временем и по сей день продолжают жить и тиражироваться заводом.

  

Совнархозы, объединение родственных предприятий (дублирующих). Попытки оживить производство художественного литья

 

В 1957 году вследствие реорганизации управления народным хозяйством все отраслевые министерства были упразднены. А вместо них созданы зональные советы народного хозяйства (совнархозы), что по мнению реформаторов в итоге должно было привести к децентрализации управления и таким образом приблизить управление к местам производства. После такой реорганизации Каслинский завод вошел в состав Южно-Уральского совнархоза в г. Челябинске. Председателем совнархоза в момент его организации был назначен М. С. Соломенцев, который свою производственную деятельность начинал на Каслинском заводе с 1941 года, где проработал до 1948 года начальником цеха, парторгом ЦК ВКП(б), главным инженером.

Несколько позже организации Совнархоза вышло постановление об объединении — укрупнении родственных мелких хозяйств-артелей с крупными предприятиями.

В результате расположенная по соседству с заводом артель им. Куйбышева вошла в состав машзавода. До объединения артель занималась выпуском так называемых товаров народного потребления (художественного литья, металлических кроватей): на ее территории располагался литейный цех с плавильными агрегатами (вагранками) и производственными площадями для формовки, отливки, обработки, сборки художественного литья и площади по производству металлических кроватей. Все это позволило заводу, после объединения, почти безболезненно и без особых затрат разместить на них цех художественного литья с замкнутым циклом производства. После переезда                    появилась возможность наряду с увеличением объемов выпуска художественного литья и расширением ассортимента  значительно улучшить условия труда.

В целях пропаганды-рекламы Челябинское телевидение провело серию передач, где рассказывалось о лучших мастерах и произведениях дореволюционного и современного периодов. По мотивам производства художественного литья Челябинской студией телевидения был снят и показан фильм. Одновременно с этим завод совместно с Совнархозом и Министерством культуры РСФСР трижды проводили открытые конкурсы по созданию новых современных образцов для каслинского художественного литья.

К сожалению, проводимые конкурсы оказались малоэффективными. Так   как из всех конкурсных работ было отобрано только 12 наименований, в том числе такие, как статуэтки «Рукодельница», «Мальчик с ракетой», «Девочка с лейкой» - автор челябинский скульптор Г. Панов; статуэтка «Мамина помощница» - автор Н. Борисов, Нижний Тагил; статуэтка «А. С. Пушкин» (уменьшенная копия памятника), автор Биткин, г.Москва; статуэтка «Данила мастер» - автор скульптор Кутяев, г. Москва; группа «Горные козлы» - скульптор Абрамов, г. Москва; группа «Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», скульптор Биткин, г. Москва; статуэтка «Мальчик с гирей» - скульптор Шихалева, г. Нижний Тагил; статуэтка «Первоклассница» - скульптор Галкина-Барухович, г. Москва; бюст «Бажов» - автор скульптор Бесчастнов И. В., г. Челябинск и другие.

Чтобы кардинально сдвинуть с места работу по обновлению и расширению ассортимента художественного литья современной тематики, было решено создать на заводе экспериментальный участок и свою группу скульпторов по разработке новых образцов художественного литья в сочетании с цветными камнями. Одновременно с этим искать пути творческого сотрудничества с известными и малоизвестными художниками, скульпторами, работающими в области скульптуры мелкой пластики. В этих целях при содействии Министерства культуры РСФСР мне удалось побывать в мастерских известных московских скульпторов, таких как действительные члены академии художеств, лауреаты Государственных премий академики Н. В. Томский, М. Г. Манизер, скульптор Янсон-Манизер, член-корреспондент академии художеств, лауреат Государственных премий Л. Кербел; а также в мастерской члена-корреспондента академии художеств Челябинского скульптора Л. Н. Головницкого и других художников. Наряду с этим мне была предоставлена возможность ознакомиться с запасниками Государственной Третьяковской галереи в г. Москве и Государственного Русского музея в г. Ленинграде. А также побывать в запасниках фондов Союза художников г. Москвы и Ленинграда.

В результате этих мероприятий заводу удалось:

- на новых производственных площадях бывшей артели, в цокольной части здания конторы артели организовать участок по обработке цветных камней, оснастив его техническим оборудованием и запустить его в производство;

- разработать собственными силами и запустить в производство порядка 10 наименований художественного литья в сочетании с цветными камнями, в том числе: коробочка ажурная в сочетании с цветными камнями; подсвечник «Лира», автор - заводской скульптор Скачков О. А.; подсвечник на две свечи, подсвечник ажурный с камнями на одну свечу, коробочки «Ежик», «Курочка», бюст Ленина на подставке из камня. Автор - скульптор Манаенков С. П. и другие;

-заводом было закуплено в мастерских московских и других художников порядка 30 наименований, в том числе: статуэтка «Зоя Космодемьянская», «Городошник», автор - скульптор Г. М. Манизер, г. Москва; статуэтка «Майя Плисецкая» в роли Заремы, статуэтка «Уланова» в роли Марии, автор - скульптор Янсон-Манизер, г. Москва; бюст Карла Маркса, автор - скульптор Л. Кербель, г. Москва; статуэтка «Перекуем мечи на орало», автор - скульптор Е. Вучетич, г. Москва; статуэтка «Лось», автор - скульптор Баландин, г. Москва; статуэтка «Орленок», автор - Л. А. Головницкий, г. Челябинск; статуэтка «Чапаев на коне», автор - скульптор Овсянников, г. Ленинград; статуэтка «Олень и барс», автор - скульптор Ватагин, г. Москва; статуэтка «А. М. Горький», автор - скульптор И. Иванов, г. Ленинград; статуэтка «Лезгин», автор - скульптор Газалиев, г. Москва; статуэтка «Суворов», автор - скульптор Теплов, г. Ленинград; бюст Суворова, автор - скульптор Теплов, г. Ленинград; статуэтки «Купальщик», «Юный рыболов», автор - скульптор Гореликов Н., г. Москва; статуэтка «Перекупался», автор - скульптор Мурашов В., г. Тюмень; статуэтка «Девочка со скакалкой», автор - скульптор Н. Гореликов, г. Москва; статуэтка «Юный барабанщик», автор - скульптор Венкова, г. Ленинград; статуэтка «Узбечка с виноградом», автор - скульптор Турбина, г. Ленинград; статуэтка «Юный хоккеист», автор - скульптор А. Чиркин, г. Касли; статуэтка «Буденновец», автор - скульптор Манаенков С., г. Касли и другие.

В конце 60-х и в начале 80-х гг. художественное литье пользовалось большим спросом как на внутреннем, так и внешнем рынках. Выполнялись через Разноэкспорт заказы на поставку художественного литья в такие развитые страны, как Соединенные штаты Америки, Канаду, Японию, Францию, Италию, Англию и другие страны. Японцы больше покупали изделия, связанные с балетом, а англичане чаще заказывали изделия анималистического жанра, больше всего лошадиные  композиции.

В это же время завод активно участвует на внутренних и международных выставках и получил следующие награды:

1968 год - Диплом за участие в выставке Интерлитмаш;

1968 год - Диплом второй степени ВДНХ СССР за разработку и внедрение новых образцов художественного литья к 50-летию Советской власти;

1972 год - Диплом первой степени ВДНХ СССР;

1973 год - Диплом за участие в выставке Интерлитмаш;

1973 год - Почетный диплом Всесоюзной торговой палаты за участие в Международной выставке.

В 1970-1975 гг. выпуск художественного литья характеризуется следующими данными: если в 70-м году художественного литья заводом было изготовлено и реализовано на сумму 223 тыс. рублей, то в 1975 году уже на 800 тыс. рублей, из которых 36% составляло литье в земляные и 64% литье по выплавляемым моделям.

Всего к выпуску в 1975 году было утверждено 72 наименования, в том числе 47 наименований современной тематики.

В 1976 году завод совместно с Центральным научно-исследователь-ским институтом научно-технической информации (ЦНИИНТИ) отраслевого министерства издал каталог каслинского художественного литья. В него вошли  наряду с традиционными старыми образцами и современные. Альбом состоит из 79 страниц, на которых изображены 219 наименований скульптурных образцов литья с указанием их названия, размеров, авторов и год их создания.      

Примерно в это же время на заводе создана творческая группа, в которую вошли скульпторы: Скачков О. А., член союза художников СССР Чиркин А. В.; модельщики: Кузнецов С. В., Зацепин А. М., Савинов В. И. и руководитель группы - член союза художников СССР С. П. Манаенков. Цель и задача группы заключалась в создании новых образцов и внедрении их в серийное производство.

Перед запуском в серийное производство все новые образцы художественного литья вначале утверждались художественным советом завода. Окончательное утверждение проводилось художественно-экспертным советом министерства культуры РСФСР.

В целом положительная динамика производства художественного литья наблюдалась до 1980-го года, после же наступил кризисный период застойного характера. В постсоветское время, при переходе от плановой экономики к рыночной, кризис обострился, как по расширению ассортимента, так и по качеству выпускаемой продукции.

Процесс дестабилизации производства художественного литья нарастал, несмотря на то, что в начале 90-х годов был построен и сдан в эксплуатацию современный цех художественного литья, а в 1993 году в Каслинском филиале Челябинского политехнического техникума на базе машзавода открылось отделение по подготовке специалистов среднего уровня «художник декоративно-прикладного искусства и народные промыслы». Не прошло и десяти лет с момента основания этой профессии, как техникум  выпустил порядка 30 художников. Часть выпускников работают по специальности, а некоторые продолжают учебу в высших и специальных учебных заведениях.

Заканчивая сообщение о каслинском художественном литье 60-80-х годов конца XX столетия, необходимо напомнить о том, что Каслинский  завод  является уникальным предприятием, которое сумело сохранить лучшие традиции русского художественного литья. Касли являются центром, который   впитал  и унаследовал   все   лучшее, что было накоплено заводами  в области   литья из чугуна. Вот почему очень хочется верить в разум и волю человека, которые помогут каслинскому литью выйти из очередного столь тяжелого кризиса, окрепнуть, встать на ноги, расправить крылья и вновь обрести заслуженную славу.