ГлавнаяСправкаДостопримечательностиИсторияХуд. ЛитьеАльманахТуризмРыбалкаЛегендыПоэзия и прозаФотогалереяОбъявления

  Рейтинг@Mail.ru

 GISMETEO: Погода по г.Касли

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

Н.П. Татарников, г. Касли

Маэстро Зацепин

В памяти людской всегда остается глубокий след от общения с выдающимися личностями, например, с писателями, актерами, учеными, музыкантами и т.д. Но особенную радость люди испытывают, когда оценивая творчество своего кумира, могут общаться с ним лично, постигая красоту не только творческого процесса, но и красоту человеческого облика.

Основу дальнейших наших размышлений составляют личные впечатления людей, знавших замечательного представителя музыкальной культуры г. Касли.

Об этом музыканте я слышал не однажды от разных людей, и от музыкантов, и просто от любителей народной музыки. По разрозненным рассказам складывалось самое хорошее впечатление о нем. И всегда возникало ощущение несправедливого забвения имени моего коллеги-предшественника.

Совсем недавно я познакомился, совершенно случайно, с Наседкиным Борисом Николаевичем. Оказалось, что он играл в оркестре русских народных инструментов и хорошо знал руководителя этого коллектива. И я в очередной раз подумал, что необходимо рассказать и напомнить об этом человеке. А имя этого музыканта-энтузиаста — Николай Федорович Зацепин.

Родился Николай Федорович в г. Касли 18 декабря 1925 г. Детские годы героя нашего рассказа прошли в родном городе. Так же как и все дети, учился, бегал на рыбалку, играл со сверстниками, радовался удачам, чему-то огорчался. Еще до войны Коля Зацепин проявлял большой интерес к музыке. Пытался самостоятельно подбирать любимые мелодии на гармошке. Внимательно и не по-детски вслушивался в народные мелодии. Тяга к музыке и привела юного Зацепина в оркестр народных инструментов клуба им. И. М. Захарова, которым руководил Павел Павлович Игнатов. Скорее всего, именно тогда, а это было еще до службы в армии, и проникся начинающий музыкант любовью к оркестру. Любовь эта, как мы теперь знаем, сохранилась на всю его жизнь.

Около восьми долгих лет отдает Зацепин службе в рядах Советской армии, по специальности техник-механик военной авиации. В декабре 1942 г. Николай Зацепин направляется Уфалейским РВК в Челябинскую школу авиамехаников, затем с марта 1943 г. по ноябрь 1945 г., он - курсант Новосибирской военной школы летчиков, авиамехаников поршневых самолетов. По окончании школы служит в авиаполку с ноября 1945 г. по сентябрь 1950 г.

На сохранившихся фотографиях, адресованных из Челябинска маме и сестре Валентине, курсант Зацепин вместе с другими курсантами в учебном классе, на стенах которого видны стенды по изучению авиатехники.

Нам известно, что и во время службы Николай Федорович занимался музыкой. Так, на одной из фотографий он запечатлен с аккордеоном: открытое, улыбающееся лицо светится радостью.

После демобилизации в 1950 г. Зацепин работает в первом цехе радиозавода слесарем. И тогда же организует самодеятельный оркестр струнных инструментов на общественных началах. Репетиции проводятся в заводском «красном уголке», в здании по ул. Свердлова, что напротив автовокзала.

Надо сказать, что параллельно с этим оркестром был оркестр и в  машзаводском клубе, которым руководил Игнатов П.П. кстати, он же его и организовал в 1929 г.

Бывало, что участники одного оркестра переходили заниматься в другой оркестр, чем доставляли своим «маэстро» некоторые неудобства. Но особых обид между музыкантами не было. Наоборот, по воспоминаниям очевидцев, отношения между ними всегда были доброжелательными. Мало того, работая на радиозаводе, Николай Федорович активно участвовал в художественной самодеятельности машзаводского клуба им. Захарова.

В1950 г. в жизни молодого, энергичного Николая Зацепина происходит важное событие. Он знакомится с очаровательной, жизнерадостной девушкой Полиной. В апреле 1951 г. они поженились, а в 1952 г. у них рождается сын Толя.

В послевоенные  годы немало трудностей  выпадает на молодую семью. Жили в частном доме. Одно дело — просто любить одаренного человека, наслаждаться общением, греться в лучах его славы. И совсем другое — делить все тяготы неустроенного быта, отдавать душевное тепло, в минуты отчаяния спасать от всяческих напастей и болезней мужа и сына. Кто знает, как сложились бы в дальнейшем жизнь и творчество этого музыканта-самородка, если бы не жена Полина Ефремовна. В этой женщине удивительно сочетается строгость и нежность, преданность близкого друга и бескомпромиссного критика, требовательность хозяйки домашнего очага.

Большой семейной радостью было новоселье в 1956 г. в доме, что по ул, Некрасова. Старшее поколение нашего города этот дом называет «28-квартирник». К этому времени Николай Федорович уже работал руководителем оркестра машзаводского клуба. Его предшественник Игнатов П.П.  после ухода на пенсию уехал к своей дочери в Запорожье. В то время секретарем машзаводского парткома был Злоказов Федор Александрович. Вот он-то и предложил Зацепину работать руководителем оркестра.

Период творчества Николая Федоровича совпал с тем временем, когда было массовое стремление людей приобщиться к искусству, культуре, творчеству. Городок Касли с двадцатитысячным населением всего-то, а в клубном хоре поют до ста любителей, силами драмкружка ставились спектакли, в самодеятельности участвовали  дети и взрослые. Многие учились петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Во время концертов зал никогда не пустовал, публика шла как на праздник.

Представим себе просторный зал «Захарки» (так с уважением называли и до сих пор называют бывший клуб им. Захарова). Мест не хватает, собрали стулья из других помещений, поставили в проходах, у сцены. Кому не досталось — стоят вдоль стен. Двери в фойе открыты, там тоже стоят люди.

И вот звучит оркестр русских народных инструментов под руководством Зацепина Николая Федоровича. Широкий, величественный напев музыки Н. Будашкина «Сказ о Байкале». Это произведение вот уже более 50 лет является жемчужиной репертуара народных оркестров, не только самодеятельных, но и профессиональных. Как и любое крупное сочинение, «Сказ о Байкале» изобилует множеством оркестровых трудностей, это и рельефная динамика, широта и мощь звучания, ансамблевая слаженность и т.д. Все это оказалось под силу музыкантам, подлинным энтузиастам, вдохновленными своим руководителем, наделенным недюжинным талантом организатора и музыканта.

В 1956 г. оркестр получает диплом І степени на областном конкурсе, выступая за артель им. Куйбышева. С таким же успехом коллектив выступает на областных фестивалях в 1957 и 1958 гг. Оркестр клуба им. Захарова и его руководитель становятся известными на всю Челябинскую область. Музыкальная общественность того времени с воодушевлением восприняла и признала новое дарование в самодеятельном творчестве. По сведениям очевидцев того времени, больше всего поражало и слушателей, и членов жюри масштабность и разнообразие репертуара. Наряду с концертными пьесами звучали танцевальная музыка, обработки народных песен, исполнялись романсы под аккомпанемент оркестра. Долгими аплодисментами и одобрительными возгласами слушателей вознаграждалось исполнение любимых народом «Чардаша» Монти, «Полонеза» Огинского, «Вальса фавн» Андреева и др. 

Еще больше впечатляет результат, когда мы узнаем, что музыкального образования не было ни у музыкантов оркестра, ни у руководителя. Музыкальное образование у Зацепина Н. Ф. ограничивалось курсами в г. Свердловске, куда его направили в 1958 г. от машзавода. Понятно, что 4-месячные курсы не могли восполнить пробелы в теоретической подготовке требовательного и любознательного музыканта. И только огромное желание, неустанное трудолюбие и умение самостоятельно постигать истину позволяли ему осваивать тонкости оркестрового мастерства.

После громких побед на областных фестивалях 1956-58 гг. оркестр клуба продолжает совершенствовать свое мастерство. Жители старшего поколения хорошо помнят, как танцевали под этот оркестр, как пели любимые песни и слушали музыку. Звучали вальсы, танго, фокстроты, плясовые, народные мелодии.

Проникновенно, красивым голосом солировала Бархатова (теперь Чупрунова) Маргарита Трифоновна. Русская народная песня «Под окном черемуха колышется», украинская народная песня «Стоит гора высокая», «Где же вы теперь, друзья-однополчане» Соловьева - Седого, и многое другое, что до сих пор вспоминают с заметным  душевным  волнением.

На всех конкурсах и фестивалях оркестр Зацепина непременно участвовал и всегда имел успех.

С 1969 г. Николай Федорович руководил оркестром народных инструментов в ГПТУ-18. Уже на следующий год на областном фестивале искусств, посвященном 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, коллектив удостоен Диплома II степени. В 1972 г. на областном смотре художественной самодеятельности учащихся профтехобразования, посвященного 50-летию образованию СССР, Николай Федорович завоевывает диплом І степени. В 1976 г. в г. Миассе, также на областном смотре-конкурсе, ему присуждается диплом І степени. Список наград можно еще продолжать, их не менее тридцати. 

Хотелось бы отметить еще одно признание авторитета нашего земляка. В ноябре 1980 г. в Челябинске проводилась первая областная научно-практическая конференция по музыкальному образованию и воспитанию детей, юношества и молодежи. Руководители оргкомитета сочли нужным вручить персонально благодарственное письмо Зацепину Н.Ф., где «сердечно благодарят за  инициативный вдохновенный труд по музобразованию и воспитанию детей…». Конечно же, это заслуженное признание многолетнего труда на музыкальном поприще.

Начиная с осени 1950 г. и вплоть до ухода на заслуженный отдых в декабре 1985 г. Николай Фёдорович неразрывно связан с оркестром русских народных инструментов. В благодарственном письме, подписанном руководителями машзавода в 1979 г., написано: «Отмечая большие заслуги пройденного пути, мы с особой симпатией говорим в этот юбилейный праздник о старейшем руководителе Зацепине Н. Ф., открывшем в деятельности коллектива музыкантов новую яркую страницу народного творчества, отмеченную 21 Почетной грамотой». В том году праздновался 50-летний юбилей оркестра клуба им.  Захарова.

Последние месяцы Николай Федорович, уже серьезно больной, жил у сына в г. Свердловске. Умер он 5 апреля 1986 года там же. Урна с прахом Николая Федоровича покоится на Каслинском кладбище вместе с его родителями.

Очень хотелось бы вспомнить имена тех сподвижников, музыкантов-энтузиастов, с кем Николай Федорович воплощал свои творческие замыслы. Одними  из первых участников его оркестра были Наседкин Б.Н., Гаврилов Н.М. (староста оркестра), Егоров Ю.П., Федоров В., Липунов Г.П., Липунов Г.В., Блинов В.В., Удалов М., Ахлюстин Э., Ахлюстин В., Коган Р., супруги Дегтевы и их сын Саша, Соколов В., Баландин В.Л., Шубин В.А., Прыкин В.

С глубокой благодарностью и душевной теплотой они вспоминают своего наставника и учителя, вспоминают те времена, когда они совместными усилиями постигали поистине безграничный и прекрасный мир музыки.

Вот что пишет в своем письме бывший балалаечник оркестра Баландин В.П.: «С теплотой и благодарностью вспоминаю то время, когда играл у Зацепина Н.Ф. Он был «отцом семьи»  под названием «Оркестр народных инструментов». Добрый и строгий, умеющий поговорить, выслушать, дать добрый совет, да и поругать тоже, но как-то по-доброму, без нравоучений. Что дало мне участие в оркестре Н.Ф. Зацепина? ответить на этот вопрос как-то конкретно – практически невозможно. Но я чувствую, я знаю, что очень, очень и очень многое».

Музыка для участников оркестра стала неотъемлемой частью жизни, а для многих - профессией. Так, Егоров Ю.П., будучи на заслуженном отдыхе, долго трудился в Доме творчества, не расставаясь со своим любимым баяном. Липунов Г.П. получил высшее образование и работает директором ДШИ в п. Береговой. Он был солистом оркестра. В его исполнении звучали прекрасные сочинения для баяна: «Концертная пьеса» Коняева и «Праздничный хоровод» Гридина.

Саша Дегтев окончил музыкальное училище и работал в Каслях, но, к сожалению, рано ушел из жизни. Удалов М. Н. получил высшее образование и работает директором ДМШ в г. Заречный Свердловской  области Блинов В.В. окончил музыкальное училище и работает преподавателем в ДШИ г. Касли. Его собственные сочинения и обработки часто звучат на концертах, а также успешно используются в учебном репертуаре ДШИ. Это далеко не полный список бывших участников оркестра. Всех перечислить просто невозможно. В благодарственном письме, которое уже упоминалось, отмечается, что «...за 50 лет существования оркестра в нем обучалось игре на различных инструментах около 1000 (одной тысячи!) участников».

Иногда в разговорах можно услышать, что вот, дескать, все утеряно и сейчас нет ничего такого, что было раньше. Надо признать, что былой размах творческой самодеятельности советских времен действительно утерян. И причин тому немало.

Тем не менее, традиции живут. В подтверждение тому можно напомнить яркие, значимые результаты деятельности последователей. Зацепина Н.Ф. Ученики преподавателя Липунова Г.П. достойно защищают честь баянной школы на различных конкурсах, в том числе и на областном, где получают призовые места. В этой же школе активно ведется работа с ансамблем народных инструментов.

Высоких показателей добиваются гитаристы ДШИ г. Касли. Еременко Саша (рук. Воробьев Н.) удостоен звания лауреата и диплома ІІІ степени на Всероссийском конкурсе по классической гитаре. В Каслинской ДШИ с удовольствием играют дети в оркестре русских народных инструментов под руководством Ежовой Н.В.

В октябре 1994 г. в Каслях был создан ансамбль русских народных инструментов (рук. Татарников Н.П.), который успешно принимает участие в концертах нашего города и района, в различных конкурсах и фестивалях. В 1998 г. этому ансамблю присвоено звание «Народный коллектив».

В марте 2005 г. Администрацией г. Касли и района учрежден ежегодный Зональный конкурс исполнителей на народных инструментах им. Зацепина Н.Ф.

В марте 2005 г. такой конкурс состоялся. Все, кому довелось присутствовать на этом мероприятии, были свидетелями яркого, незабываемого события в музыкальной жизни Северной зоны Челябинской области, как по исполнительскому уровню, так и по организации этого праздника. Все участники награждены нагрудными знаками с изображением зацепинской символики (эскиз преподавателя ДШИ г. Касли Скачковой Е.О.). Победителям были вручены памятные призы.

А вот результаты Второго конкурса исполнителей на народных инструментах Северной зоны, который прошел в конце марта 2006 г. Из конкурсантов младшей группы, представлявших г. Касли и Каслинский район, диплом II степени получил дуэт аккордеонистов из пос. Береговой (преподаватель Липунов Г.П.). Диплома III степени удостоен дуэт домристов ДШИ г. Касли (преподаватель Варганова И.Г.). В средней группе диплом I степени получил дуэт баянистов из ДШИ г. Касли (препод. Татарников Н.П.). Диплом III степени получили трио домристов ДШИ г. Касли (преподаватель Варганова И.Г.) и дуэт баянистов из пос. Береговой (преподаватель Липунов Г.П.). Дипломом также отмечено трио гитаристов ДШИ г. Касли (преподаватель Блинов В.В.)

В старшей группе победителем стал дуэт из Карабаша, а на втором, третьем местах – ансамбли из г. Снежинска и В.Уфалея, Карабаша и Озёрска. Как видим, география «Зацепинского» конкурса расширяется. По словам председателя жюри Михайлова А.В. (преподаватель Озерского колледжа искусств, композитор, лауреат Всероссийского конкурса) исполнительское мастерство нашего конкурса значительно растет год от года. И это, безусловно, нас всех радует, ибо музыкальные традиции нашего города живут, обретая новый подъем музыкального творчества – творчества, которое так любил и лелеял наш земляк - «Маэстро Зацепин Николай Федорович».