ГлавнаяСправкаДостопримечательностиИсторияХуд. ЛитьеАльманахТуризмРыбалкаЛегендыПоэзия и прозаФотогалереяОбъявления

  Рейтинг@Mail.ru

 GISMETEO: Погода по г.Касли

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

М.Л. Халтурина, г. Касли

«Каслинская сюита» Гилёвых

Александр Семенович Гилев (1928 - 1988) – скульптор и педагог, член Союза художников СССР с 1960 г. – родился в г. Касли Челябинской области. В 1947 г. окончил Каслинское РУ № 18, учился в Нижнем Тагиле, в УХПУ (1947 -1952), затем там же преподавал (1951 -1954). С 1954 г. приступил к работе на Каслинском чугунолитейном заводе, а с 1975 по 1985 гг. был главным скульпторам завода. С отменой этой должности в 1985 г. стал именваться старшим скульптором.

…В октябре 1963 г. Каслинский чугунолитейный завод был официально переименован в Каслинский машиностроительный завод. В 1970-е гг. на заводе была осуществлена масштабная реконструкция, существенно изменившая облик предприятия. Она позволила расширить производственные площади и установить в механических цехах полуавтоматическое и автоматическое оборудование, подняв на качественно новый уровень техническую оснащенность производства. Был построен новый административно – технический корпус, улучшились условия труда и быта инженерно-технических работников, рабочих и служащих завода. В эти годы Каслинский машиностроительный завод выпускал оборудование для легкой промышленности и запасные части к нему, мясорубки, овощерезки, изделия из пластмасс, сварные металлоконструкции, литые стальные поковки, техническое, ну и, конечно, художественное литье из чугуна.

Главным скульптором завода стал талантливый каслинский скульптор Александр Семенович Гилев. Его талант к рисованию и лепке в полной мере проявился еще в годы учебы в ремесленном училище, где под руководством скульпторов П.С. Аникина и А. А. Лукьянова Александр Гилев создал свои первые авторские произведения: «Портрет Джамбула» (1944), «Портрет формовщика М.И. Зацепина» (1944), «Портрет формовщицы Л. Самоделкиной» (1944), композицию «Солдат после войны» (1945), подчасник «Девушка с гусем» (1945), «Портрет Д. Г. Байрона» (1946), а также барельефы «Портрет формовщика И.С. Мочалина» (1946), «Портрет пчеловода Грачева» (1946), «Портрет летчика Широкова» (1946) и «Портрет маляра Н. Г. Бродягина» (1946). Уже в ученических работах Гилева видна его любовь к родному заводу и уважение к его традициям.

В работе над «Ажурной шкатулкой» (1946) он показал себя способным мастером орнамента, стремящимся создать новый, отвечающий времени рисунок. Известны три варианта этой шкатулки, с большим успехом тиражировавшейся в 50-60-е гг. прошлого века.

В годы учебы в Нижнем Тагиле интерес Александра Гилева к портрету был замечен и развит профессором М.П. Крамским, который привил любимому ученику безошибочное чувство строго выверенной композиции и способность к широкому обобщению при изображении конкретного человека. В поисках свежей и оригинальной темы Гилев обращается к образу девушки-лесовода, высаживающей молодую сосенку. Его «Лесопосадчица» (1950) удачно сочетала в себе романтическую прелесть юности и конкретные черты современной советской молодежи, осваивавшей целинные земли. В скульптуре «Десантник» (1950) им убедительно переданы сила чувств и стремительная динамика движения матроса напрягшегося в броске перед схваткой с врагом. Эти лучшие тагильские работы А. С. Гилева были неоднократно воспроизведены в чугуне и представляли г. Касли на многих отечественных и зарубежных выставках. За свою яркую творческую жизнь Александр Семенович Гилев создал более 250 произведений! Он активно работал в области монументальной, мемориальной и станковой пластики, создавал скульптуру малых форм, а также предметы декоративно-прикладного искусства и элементы архитектурного литья, занимался гравировкой и чеканкой по металлу.

С уважением относясь к каслинским традициям, Александр Семенович развивал монументализм – новое направление в искусстве Каслей. Среди его основных монументальных произведений необходимо отметить фигуру «Шахтер» на фасаде Дворца культуры рудника им. III Интернационала в Нижнем Тагиле (1951, бетон), выполненную совместно со скульптором Е.Н. Плугиной; статую «Рабочий» на фасаде Дома молодежи в Нижнем Тагиле (1953, бетон); «Памятник В. И.Ленину» (Касли, 1956-1957, чугун, совместно с А.П. Суленевым); «Монумент боевой и трудовой славы Ленинского комсомола» (Касли 1958, чугун); «Памятник В. И. Ленину» (Чебаркуль, 1959, чугун); «Монумент боевой и трудовой славы Ленинского комсомола» (Верхний Уфалей, 1959, чугун); «Памятник каслинцам, погибшим в Великой Отечественной войне» (Касли, 1968, чугун); «Памятник бюст дважды герою Советского Союза С. В. Хохрякову» (Копейск, 1969, чугун); «Памятник Ю.А. Гагарину» (Байконур, 1973, алюминий); «Памятник Г.К. Орджоникидзе» (Магнитогорск, 1979, чугун); «Памятник Ю. А. Зысину» (Москва, 1980, алюминий); «Памятник И. В. Курчатову» (Озерск, 1979, чугун; Семипалатинск, 1984, бронза); памятник «Наказ матери» (Касли, 1985, чугун).

Из мемориальной скульптуры А.С. Гилева наиболее известны надгробие его отцу С.М. Гилеву (1974), памятники М.Д. Канаеву, Н.Р. Баху и К.А. Клодту (1986-1987), установленные на Каслинском городском кладбище благодаря энергии автора и ставшие местной достопримечательностью.

Станковая скульптура – наиболее любимый Гилевым жанр. К нему относится подавляющее большинство работ скульптора: «Портрет формовщика Щербинина» (1948), «Юннатка» (1949), «Портрет С.М. Гилева» (1949), «Портрет пионерки» (1952) , «Портрет большевикареволюционера К. Ф. Ретнева» (1952), «Ремесленница» (1954), «Свинарка» (1954), «Портрет В.И. Ленина» (1956), «К. Маркс» (1958), «Портрет разведчика А. Н. Булаева» (1959), «Портрет авроровца Самохвалова» (1960), фигура «Животновод Уфимцев» (1961), скульптурная группа «Письмо» (1962), «Портрет молодого рабочего Садыкова» (1963), композиция «Шахматисты» (1964), фигура «Чистильщик» (1964), фигура «Девушка с книгой» (1965), «Портрет А. С. Макаренко» (1966), «Портрет В.И.Чапаева» (1967), скульптурная группа «Соколята» (1968), «Портрет академика И.В. Курчатова» (1969), «Портрет Ю.А. Гагарина» (1970), «Портрет Е.А. Пермяка» (1971), фигура «Милиционер» (1972), фигура «Комсомолец» (1973), «Портрет Орждоникидзе» (1976), фигура «Прометей» (1977), композиция «Октябрь» (1977), «Портрет поэтессы Л.К. Татьяничевой» (1978), «Портрет адмирала флота С.Г. Горшкова» (1979), «Портрет разведчика Н.И. Кузнецова» (1981), фигура «Маршал Л.И. Брежнев» (1982), «Портрет А.В. Суворова» (1988) и многие другие произведения.

В 1980-1985 гг. А.С. Гилев создал серию портретных бюстов заводских скульпторов и мастеров, внесших значительный вклад в развитие каслинского художественного литья. Среди них портреты М.Д. Канаева, Н.Р. Баха, К.А. Клодта, Н.Н. Горского, П.С. Аникина, В.Ф. Торокина, К.Д. Тарасова и др. Эти портреты Александр Семенович планировал разместить в нишах будущего чугунного павильона 2000 г. «Уральская сюита», над проектом которого он работал в последние годы перед смертью.

К скульптуре малых форм А.С. Гилев обращался крайне редко, но почти все его произведения в этом жанре были широко растиражированы Каслинским заводом, среди них: «В.И. Ленин» (1956), сувенир «Белка-Стрелка» (1962), фигурки «На водных лыжах» и «Рабочий» (1966), скульптурная группа «Соколята» (1968), портреты «В.И. Ленин», «А.М. Горький, «В.В. Маяковский» (1977), подсвечник «Кот» (1982) и карандашница «Пенек» (1984).

Как заводской скульптор Александр Семенович своими работами постоянно расширял ассортимент каслинского декоративно-прикладного художественного литья. По заказам Челябинского часового завода с большим успехом отливались его подчасники «Медведь» (1955), «Хозяйка Медной горы» (1955), «Космос» (1956), «Лыжник» (1957), «Балет» (1964), «Данила-мастер» (1964), «Лес» (1968). Неизменный успех у покупателей имела знаменитая «Ажурная шкатулка» (1945), отмеченная призами и наградами многих выставок.

Декоративный модуль «Зимняя ветка вишни» (1967) дал новое направление развитию каслинского архитектурного литья и стал весьма популярной ажурной решеткой, украсившей многие уральские постройки 1970-1980-х гг. Для массового литья был разработан и декоративный модуль «Кольца» (1980), а также декоративная решетка «Лилия» (1982). В архитектурном литье скульптора А.С. Гилева всегда больше интересовали масштабные творческие проекты, не предназначенные для тиражирования. Таковы его ажурное панно «Салют Родины» (1967), установленное в Каслинском профтехучилище; ажурная стела «Год 1917» (1967), предназначенная для оформления юбилейной выставки на ВДНХ СССР; проект выставочного павильона «Уральская сюита» (1974); ажурный столик «Подвиг» (1980), исполненный в единственном экземпляре для Челябинского музея декоративно-прикладного искусства Урала; и эмблемная розетта для фасада городского Дворца культуры (1982), выполненная в содружестве со скульптором Р.Н. Гниятуллиной. Многогранное творческое наследие А.С. Гилева отражает жизнь во всех ее проявлениях, раскрывает яркий интеллект художника – продолжателя традиций каслинского художественного литья.

В качестве главного скульптора завода А.С. Гилев уделял большое внимание расширению ассортимента художественного литья, в основном за счет творческих работ местных каслинских скульпторов П.С. Аникина, А.А. Лукьянова, С.П. Манаенкова, А.И. Просвирнина, А.В. Чиркина и др., а также используя новые модели для литья работы уральских ваятелей из Челябинска (И.В. Бесчастнов, Л.Н. Головницкий, В.П. Жариков, В.С. Зайков, Б.А. Маганов, С.Я. Савочкин, А.П. Суленев, Г.П. Панов, В.М. Филиппов, П.Я. Фоминых, В.М. Цепелев), Екатеринбурга (В.А. Говорухин), Нижнего Тагила (ЮП. Косарев), Тюмени (В.А. Русаев) и др.

Высокий профессионализм и бескомпромиссная требовательность главного скульптора Каслинского завода к моделям, представляемым на заводской художественный совет, не всегда находили должное понимание коллег, а его законные требования доработать неудавшуюся вещь порой казались мелочными придирками избалованного славой мастера. Однако, работы, получившие одобрение заводского худсовета, в дальнейшем представлялись на областной художественный совет в Челябинск и после его утверждения могли широко тиражироваться.

Творчество А.С. Гилева в средине и начале последней четверти XX столетия определило основные направления развития каслинского художественного и архитектурного литья. Но не только за это можно сказать спасибо мастеру. Александр Семенович подарил Каслям еще двух талантливых скульпторов – своих сына (Александр Александрович Гилев, родился в 1949 г., преподаватель ДШИ г. Снежинска) и внука (Константин Александрович Гилев, родился в 1974 г., ведущий скульптор ООО «Каменный пояс» г. Касли).

…В городе, где он вырос, в Снежинске, потомственного скульптора Константина Гилева считают своим, а в Москве, например, представляют исключительно как каслинского ваятеля. Отец Константина – Александр Александрович – после окончания института в Нижнем Тагиле (УХПУ) работал преподавателем ИЗО сначала в Доме пионеров, потом – в школе. Мама – инженер-конструктор на закрытом производстве г. Снежинска.

Круг увлечений Константина с раннего детства был достаточно широк. Его интересовало техническое творчество – он посещал судомодельный и авиамодельный кружки. В коллективе «Счастливое детство» занимался народными танцами, пробовал себя и в качестве актера в Снежинском клоун-мим-театре «Зебра». В 1989 г. поступил в художественную школу. С 1990 по 1992 гг. учился в вечерней школе и работал в художественном кооперативе, который занимался оформлением интерьеров. Не было ли какого-либо давления со стороны отца или деда на выбор профессии?

– Все получилось само собой, — считает младший Гилев.

С самого детства все каникулы Костя проводил в Каслях у бабушки с дедушкой:

– Много времени я находился в мастерской и, соответственно, всем, чем мог, деду помогал, – вспоминает К.А. Гилев. – Чем я тогда мог помочь? В удовольствие было, например, поколотить глину, развести гипс... Что такое пластилин, что такое стеки, как происходит формовка – это я знаю с детства.

Когда, после окончания школы, Костя учился в Челябинском художественном училище, на предмете «формовка», по его признанию, ему просто нечего было делать.

– Помню, дед всегда старался давать мне какие-то задания. То есть – не просто пластилин мять, а придумать какую-нибудь композицию.

Или, допустим, лист вылепить, натюрморт сделать. Чтобы все это было более осознанно.

В 1992 г. Константин Гилев поступает в Челябинское училище на отделение скульптуры. Осознание того, что скульптура – его стезя, пришло уже во время учебы. Впрочем, живописью Константин все-таки продолжал заниматься еще два года на факультативе.

– О каком-либо доходе от будущей профессии в 1992-97 гг. не могло быть и речи. Такие лихие времена были! Мы, студенты, едва сводили концы с концами, – рассказывает младший Гилев. – Студенты голову ломали, как бы денег заработать, получать прибыль именно профессией удавалось очень редко.

Костя работал сторожем, охранником, лепил снежные городки…Отсутствие возможности заработать поначалу пугало. Из группы Гилева по профессии и на сегодняшний день продолжают работать только двое.

В 1997 г. Константин Гилев закончил художественное училище по специальности «скульптор-исполнитель, преподаватель».

– С таким дипломом можно было запросто идти преподавать в художественную школу.

И я пошел, – рассказывает Константин Гилев. – Звали в Снежинск, а я решил работать в Каслях, так как параллельно меня приняли скульптором на Каслинский завод. Но в школе была мизерная зарплата, а на заводе через некоторое время все стало меняться...

…С завода отца и сына Гилевых сократили. Потом, при директорстве В.И. Васенина,  скульпторов звали обратно, но Константин к тому времени – в 2002-м – уже устроился работать в ООО «Каменный пояс».

– Первая моя работа на этом предприятии появилась при несколько неоднозначных обстоятельствах, – вспоминает К. А. Гилев. – На завод, еще при старом руководстве, обратился московский заказчик, который предлагал взяться за дизайн его особняка.

Объем работы был, действительно, большой. Требовалось разработать и изготовить все оформление здания: начиная с конька крыши и заканчивая подвалом и канализационным люком. Тогда руководство завода не заинтересовала эта работа.

– Сказали просто: мы лучше на эту сумму фонарных столбов нальем. И отказались. Заказчик остался в шоке. В этот момент я, можно сказать, привел этого москвича в «Каменный пояс», – рассказывает скульптор. – Таким образом, стал сотрудничать с предприятием. Почти два года ушло на реализацию этого проекта: заказчик остался доволен.

– Беда современного художника в том, что сроки на исполнение того или иного заказа очень сжатые, – считает Константин Гилев. – Сегодня большинство заказчиков рассуждают так: раз я плачу деньги, так вы, пожалуйста, постарайтесь, чтобы завтра все было готово. Фольконе, например, своего всадника – Петра I – восемь лет лепил, а сейчас ведь годами ждать никто не будет.

– Подобная ситуация у нас была с челябинским Арбатом на улице Кирова, — делится Костя. – Разговоры о проекте шли достаточно долго, а средства на исполнение работы были выделены буквально за два-три месяца до открытия.

В течение месяца каслинские скульпторы Константин, Александр Александрович Гилевы и Надежда Низамова выполнили для Арбата фигуры «Саксофониста» и «Ходока с собачкой».

На сегодняшний день одной из самых удачных своих скульптурных работ Константин считает созданный для г. Снежинска памятник Д. В. Васильеву – первому директору института, основателю города.

Однако, параллельно с круглой скульптурой Костя занимается разработкой и изготовлением моделей для архитектурно-художественного литья. В плане дизайнерской деятельности у Гилева есть немало работ. Действительно, не у каждого скульптора получается одинаково успешно работать и в круглой скульптуре, и в архитектурном литье.

Осторожно спрашиваю: а за любые ли заказы берется внук Гилева?

– Скажем так: канализационные люки тоже приходится делать. У меня их уже три, – с улыбкой говорит Константин. – Это, знаете, сейчас модно – эксклюзивный люк с определенным орнаментом. Кроме того, я же не совсем вольный художник, я работаю на предприятии и поэтому делаю дверные ручки, шрифты и так далее. Я не могу сказать, что это не творчество или «не тот уровень». Это отнимает достаточно много времени, которого порой жаль. С другой стороны, таким образом, накапливается опыт. Некоторые заказчики, узнав меня один раз, продолжают сотрудничать и в дальнейшем.

– Я стараюсь создавать в реалистической манере, – говорит Константин. – Во время учебы меня, конечно, качало в сторону, допустим, сюрреализма. Если молодой художник не ищет новые формы – это, по крайней мере, странно. Модерн мне нравится. Например, недавно закончил один частный заказ – дом под Екатеринбургом – и ограды, и лестничные марши, и балконные решетки, и ворота – все это я попытался решить в стиле модерн. Или, допустим, оформленное мною кафе в Снежинске, где в эклектике явно просматриваются модерновые тенденции.

Сейчас Константин Гилев работает сразу над несколькими проектами. Это барельеф-портрет для г. Снежинска, архитектурное литье для г. Тобольска, по заданию фирмы «Каменный пояс» разрабатывает несколько эскизов.

– Ничем другим я заниматься, в принципе, не могу. Не умею просто, – признается К.А. Гилев. – Бывает, ночи не спишь, что-то выдумываешь, делаешь, а заказ срывается. Все твои усилия пошли, конечно, не даром, но просто в альбом для эскизов. А с другой стороны, эта работа потом может вдруг кому-то понравиться. Или, в другой раз, быть может, берешь самые простые, как тебе кажется, и понятные решения, а заказчик сразу доволен.

– Меня очень часто сравнивают с дедом, – признается Константин Гилев. – Даже формовщики на заводе, которые еще работали с Александром Семеновичем, говорят, что вот, мол, Семеныч-то, не так лепил. И мне от этого никуда не деться. Очень сложно объяснить, что я тоже Гилев, но другой.

 

Источники информации:

1. Губкин О.П. Каслинский феникс. – Екатеринбург , 2004. 2. Еременко М.Л. Другой Гилев. Красное Знамя, – 2006. – №2

Работа скульптора К.А. Гилева "Саксофонист" (2003 г.). Челябинский Арбат (ул. Кирова).

Фото А.М. Халтурина, 2007 г.