ГлавнаяСправкаДостопримечательностиИсторияХуд. ЛитьеАльманахТуризмРыбалкаЛегендыПоэзия и прозаФотогалереяОбъявления

  Рейтинг@Mail.ru

 GISMETEO: Погода по г.Касли

 Рейтинг@Mail.ru

 

 

Знахарство аборигенов

Еще в 1899 г. кыштымский врач Д.П. Никольский в своей солидной монограии «Башкиры» писал, что башкиры, живущие в пределах России, по преимуществу в губерниях Оренбургской, Уфимской, Пермской и Самарской, не принадлежат к коренным жителям названных местностей, а являются пришельцами. Но откуда они явились – вопрос до сих пор остается открытым.

По образу жизни башкиры в те времена принадлежали уже к оседлому населению. Хотя в некоторых местах летом они и выезжают «на коши», но эти выезды утратили уже свое прежнее значение. Жилье «на кошах» крайне благоприятно влияет на здоровье башкир.

Башкирская деревня своим видом, продолжает автор, производит довольно тяжелое впечатление, благодаря существующей бедности, плохому устройству жилья и т.п. Наружный вид башкирских домов крайне убог. На многих домах нет крыш или они полуразрушившиеся, нет ни крылец, ни сеней и т.п. Точно также плохи и домашние постройки, если таковые есть. Наружному виду башкирского дома соответствует и внутренняя обстановка жилища.

И далее: «Хотя по занятию башкиры относятся к земледельческому классу, но земледелие находится у них в плачевном состоянии. Хлебопашество между башкирами еще не развито. Они трудно к нему привыкают. Собираемого с полей хлеба в большинстве случаев недостаточно для собственного потребления. Скотоводство находится в упадке. Некоторым подспорьем к существованию башкир служит отдача в аренду пахотной земли, лугов, лесов и озер.

 По религии башкиры принадлежат к магометанам. Обрядовая их сторона заключается в 4-х главных правилах: молитве, посте, милостыне и путешествии в Мекку. Многоженство, допускаемое по их религии, постепенно исчезает – отчасти вследствие обеднения, и в силу ссор и неурядиц, происходящих в хозяйстве при нескольких женах…

 С нравственной стороны башкиры скромны, добры и крайне гостеприимны не только по отношению к своим единоверцам, но и к посторонним. У них развито чувство взаимопомощи, помощи своим бедным, старикам и т.п. и гуманность к женам и детям.

К отрицательной стороне башкир, - продолжает автор, - нужно отнести: скрытность, склонность к лени, воровству, особенно к конокрадству.

 По умственному развитию башкиры стоят много выше других инородцев России. Почти в каждом селении находится школа, при некоторых из школ устроены общежития. Обучение считается обязательным по религии. Санитарное состояние школ крайне неудовлетворительное. К сожалению, при настоящей постановке преподавания в башкирских школах, они не оказывают почти никакого влияния на интеллектуальное и нравственное развитие учащихся (13).

 «Питание башкир… недостаточно, особенно в конце зимы и весной. Питаются они хлебом, молочными продуктами, рыбой и мясом. Последнее употребляется все реже и реже ввиду недостатка скота. За исключением картофеля, овощи не едят.

Из напитков любимым считается кумыс и чай. Последний выпивается в огромном количестве. С упадком скотоводства и уменьшением пастбищ, приготовление кумыса значительно уменьшилось. В некоторых местах готовят еще брагу и кислушку, иногда пьют и водку, но пьяниц между башкир нет (13).

Далее в своей монографии «Башкиры» кыштымский врач Д.П. Никольский останавливается на вопросах заболеваемости башкир, на существовавших тогда методах их лечения.

 Заболеваемость среди башкир менее развита, чем у русских. Среди общего числа обращавшихся мужчины составляют 67%, женщины 33%. Сравнительно малую заболеваемость среди женщин башкирок автор объясняет тем, что в силу религиозных взглядов, обычаев и незнания языка, последние стесняются обращаться за медицинской помощью к мужскому медицинскому персоналу.

Преобладающими формами болезней являются. Паразитарные, на которые приходится 17,3%, из них, особенно развита чесотка. Почти такой же процент приходился на заразные болезни. Третье место занимали тогда болезни кожи и подкожной клетчатки – 13,9%.

Средняя продолжительность жизни башкир – 24,4 года. Окружность груди у башкир во всех возрастах превышает половину роста (норма – Г.К.).

 …Во взглядах на медицину у башкир главную роль играет суеверие. Главнейшими врачевателями, или скорее знахарями, - пишет Никольский Д.П., - являются муллы, которые лечат больных по Корану. Они отыскивают в нем места, которые подходят к указанной болезни, выписывают их чернилами на тарелке или чайном блюдечке и потом, смывши надпись водой, дают ее пить больному.

Если нет муллы, то просят найти подходящую молитву кого-нибудь из более почетных грамотных башкир. Последний, найдя молитву, делает то же, что мулла. Такой способ лечения практикуется при тифах (горячей болезни – по выражению башкир), трудных родах, нервных заболеваниях и т.п.

По мнению башкир, все болезни происходят от трех причин: или колдовства врага, или от гнева каких-то существ, местопребывание которых служат реки, леса, высокие горы, ущелья и т.п. Или, наконец, от власти злых духов, которые являются мстителями за совершенные грехи.

Башкиры, по случаю болезни кого-нибудь из своих близких, отправляют тайком в лес своих соседей и там жертвоприношениями умилостивляют злых или черных богов.

Башкиры, считая виновниками происхождения болезней чаще всего злого духа (шайтана), приглашают для его изгнания старуху-знахарку. Она, вооружившись саблей или другим оружием, начинает рубить направо и налево по чувалу, стенам, нарам и, наконец, выбегает во двор и продолжает преследовать шайтана. В результате старуха убивает шайтана и показывает присутствующим окровавленное оружие» (14).

А вот способы лечения некоторых болезней.

«При лихорадке больной должен пить особый кумыс, который приготовляют иначе, чем обыкновенный. Наливают приготовленный кумыс в особую бутыль, кладут туда меду, изюму, какой-то корень (не удалось узнать – какой именно) и все это оставляют стоять на прохладном месте дня на два-три.

Табак и чай, в некоторых местах, при лихорадке запрещается совершенно. Такой больной не должен после заката солнца лежать на траве, лихорадка «любит траву»… Иногда при лихорадке дают пить настой осиновой коры или полыни.

Лечение чахотки … проводится «дорогой травой» (сарсапарель) вместе с кумысом. Берется настой травы (1/8 фунта ее настаивают в бутыли воды 40 дней в избе, в теплом месте), смешивается с кумысом и пьется от 1 до 2 стаканов в день. Большей частью пьют эту смесь в летнее время. Замечено, что чахотка среди башкир встречается крайне редко.

Женские болезни и боли во время беременности происходят от беса (шайтана), а потому этого врага изгоняет мулла заклинаниями и чтением молитв из Алкорана. Когда больной делается легче, то она на шею одевает зашитое в кожу какое-то изречение из Алкорана, чтобы злой дух снова не вошел в нее.

Послеродовые кровотечения останавливают в некоторых местах тем, что кусок чистого войлока (лучше белого) намазывают сильно жиром, затем нагревают над огнем и сажают на него родильницу так, чтобы наружные половые части ее подвергались влиянию жара. Иногда при этом дают внутрь растопленный горячий жир, лучше бараний.

Видную роль в башкирской народной медицине играет кобылье молоко.

Иногда башкирские бабки лечат гинекологические заболевания массажем.

Терапия наружных болезней и разных повреждений незамысловата. И здесь, прежде всего, обращаются к помощи старика-знахаря или к мулле, который также отыскивает подходящее место в Коране и молитву.

Кроме того, если является нарыв, то вначале больное место покрывается свежим овечьим калом и укрывается тряпкой. Когда нарыв прорвется и из него пойдет гной, язву закрывают мышиной шкуркой. Если заживление подвигается тихо, то … старухи-башкирки рекомендуют прикладывать теплый густой творог. Мочить избегают.

Если случится у кого-нибудь перелом кости, то, прежде всего, приглашается старуха-костоправка, пользующаяся известностью. Она, осмотрев конечность, обмывает ее теплой водой, потом тихо поглаживает (массаж) и укладывает поврежденную конечность в дощечки (не толстые) или в соломенные пластинки (шины), обматывает холстом или полотенцем. Больному не дозволяется ходить известное время. Старуха-костоправка приглашается и для вправления вывихов.

При бронхитах, острых и хронических, пьют «крепкую водку» (серная кислота) от 2-5 капель с водой. Средство это, по-видимому, заимствовано от русских.

При глазных болезнях, которыми так много страдают башкиры, в большом ходу примочки из квасцов. Для удаления неправильно растущих ресниц существуют отдельные лица, которые выдергивают волоски особыми щипчиками. Ими же выщипываются борода и усы.

Довольно оригинально у башкир проводится лечение цинги, которая у них называется «дзянгля». Доктор Соколов говорит, что у башкир цинготный больной должен в продолжение нескольких дней ходить на озимое поле и есть зеленую озимь. Туда и обратно больной обязан ползти на четвереньках… Процесс кормежки озимью должен проходить без участия рук, только с помощью губ и зубов. Все это проделывается обязательно утром, до восхода солнца и в присутствии свидетелей.

…Врачебные назначения башкирских народных врачевателей (мулл и знахарей) содержат мало оригинального. Все заимствовано из арабских лечебников, Корана, а также от соседей чуваш и мордвы (14).

 

Примечание: Все обозначенные в тексте источники информации можно узнать у автора Cepeliuz@yandex.ru